Считаем по числовому столбу

Моему любителю математики все больше хочется познавать нового. И я стараюсь не отставать, пока этот интерес не угас. Сделала ему числовой столб. Числа  расположены на нем в виде столба, что позволяет увеличить скорость сложения и вычитания по сравнению с действиями на числовой ленте. Таблица стала настоящим тренажером по сложению и вычитанию в пределах ста, хотя авторы объясняют, что можно считать и дальше, но пока мы остановились на этом. Димка быстро уловил, как считать по таблице и теперь требует и требует играть на ней, а точнее считать примеры! Представляете, трехгодовалый малыш с легкостью справляется с примерами в пределах ста.

Сначала мы попутешествовали по таблице. Внимательно рассмотрели, что все колонки заканчиваются одинаковыми цифрами. И весь столб увеличивается сверху вниз. А каждый горизонтальный ряд начинается с 0 и заканчивается 9. Это важно, чтобы потом довести дело до автоматизма при поиске нужных чисел.

Другая игра-знакомство Димке так приглянулась, что он требовал еще и еще. Я взяла картинки от наших прежних математических таблиц – они у меня все заламинированы с одной стороны, наклеила небольшой кусочек скотча на каждую и приклеила на таблицу. А Дима должен был угадать, что спряталось за собачкой, медвежонком, ежиком, яблочком, апельсином и т.д.

А теперь главное, как мы считаем:

Если к 54 нужно прибавить 26, делаем следующее

  1. Находим и встаем пальчиком на клетку 54.
  2. Переходим пальчиком вниз на клетку вниз и говорим ДЕСЯТЬ, еще на клетку вниз и говорим ДВАДЦАТЬ.
  3. Теперь идем пальчиком по таблице в соседние клетки вправо: ОДИН-ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ (с окончанием ряда переходим в нижний и продолжаем присчёт слева направо) ШЕСТЬ.
  4. Называем число из клетки, в которой остановились 80.

Если от 54 нужно отнять 26, делаем следующее

  1. Находим и встаем пальчиком на клетку 54.
  2. Переходим пальчиком на клетку вверх и говорим ДЕСЯТЬ, еще на клетку вверх и говорим ДВАДЦАТЬ.
  3. Теперь идем пальчиком по таблице влево, приговариваем: ОДИН-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ(с окончанием ряда переходим в верхний и продолжаем отсчёт справа налево) -ПЯТЬ-ШЕСТЬ.
  4. Называем число из клетки, в которой остановилась указка: 28.

Пока мы делаем все задания, водя пальчиком по таблице, но автор методики утверждает, что потом все это будет работать автоматически, и ребенок будет уже просто искать ответы глазками. Правда все это говорится о пяти-шести летних детях, но нас это не останавливает.

А вот как надо действовать за пределами сотни, но мы пока не пробовали. Если к 78 нужно прибавить 45, указка пройдёт по клеткам 88 — ДЕСЯТЬ, 98 ДВАДЦАТЬ, 8 — ТРИДЦАТЬ, 18 — СОРОК,19 -ОДИН, 20 — ДВА, 21 ТРИ, 22 — ЧЕТЫРЕ, 23 — ПЯТЬ. С добавкой слова СТО, называем число из клетки, в которой остановилась указка: СТО ДВАДЦАТЬ ТРИ.

Если от 132 нужно отнять 54, действуем следующим образом: передвигая указку из клетки 32 в клетку 22 говорим ДЕСЯТЬ, 12 ДВАДЦАТЬ, 2 — ТРИДЦАТЬ, 92 — СОРОК, 82 — ПЯТЬДЕСЯТ, 81 ОДИН, 80 — ДВА, 79 — ТРИ, 78 — ЧЕТЫРЕ. Называем результат из клетки, в которой остановилась указка: СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ.

Числовой столб — это удобная таблица по ширине обычного листа форматом А4, а в длину или точнее в высоту 75 см. Специально подбирала формат для удобства печати и пользования – у нас таблица помещается на дверце шкафа. В документе форматом PDF 6 листов – пять – это сама таблица, а шестой схема-подсказка для сложения и вычитания. Некоторые страницы надо обрезать так, чтобы числа шли единой таблицей без разрывов на белое полотно бумаги. Когда обрезала лишнее, я заламинировала все листы, все-таки малыш все время елозит по ним пальчиками. А схему просто повесила сверху над таблицей в файле.

Скачать таблицу для себя вы можете здесь.

Запись опубликована в рубрике Учимся считать. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев: Считаем по числовому столбу

  1. Надя говорит:

    Я что-то не совсем поняла. Если сделать числовой столб, то числовая лента не нужна? Или у неё другая функция?

    Ответить
    • Евгения говорит:

      Лента более наглядно учит понятию сколько это конкретное число из себя представляет, кто больше, кто меньше и т. д. А по числовому столбу легче и удобнее учиться считать сложение и вычитание. У нас так числовая лента на даче висит, а числовой столб дома.

      Ответить
  2. Ксения говорит:

    Вот это да! Гениальная вещь! Женя, спасибо вам за такой столб! Я уже некоторое время думаю, как дочке помочь разобраться с числами от 20 до 100. Она уже знает от 1 до 20, причем второй десяток ей было понять и запомнить проще чем первый, думаю, сработало то, что они отличаются от первого десятка первой цифрой — единичкой. Попробую ей такой столб сделать, ту все очень зрительно хорошо представлено, то что надо!

    Ответить
  3. Оля говорит:

    Спасибо,огромное, Женя! Такие таблицы были у Зайцева в «стосчете» лет 13 назад. У нас вся дверь заклеена была. Просто супер пособие"! А когда переезжали-выкинули... Думала ,что новое куплю, но такого уже нет нигде. Только у меня еще с квадратиками было. с треугольником мне лично сложнее воспринимать. Но все равно Большущее спасибо!!! И за все остальное ,чем делитесь тоже огромная благодарность!

    Ответить
    • Евгения говорит:

      Учту пожелание и сделаю с квадратиками тоже.

      Ответить
  4. Марина Андреева-Доглядная говорит:

    Жень, ты меня спасла: я скачала, сын проснётся — понесём в печать и на дверь! Ур-ра!

    Ответить
  5. anatolna говорит:

    Спасибо за идею. Сделала мини табличку. Для визуальной подсказки

    i-fotki.info/16/f08bce709...1680926.jpg.html

    Ответить
  6. Алина говорит:

    Что-то не идут у нас точки Домана...

    Евгения, скажите, Марку, в 1 год и 8 месяцев, не рано вывешивать числовой столб?!

    И, у меня совсем нет в квартире свободных стен (то мебель, то карты), чтобы вывешивать и числовую ленту и столб... Что же предпочесть?!

    Прочитала ваше объяснение, как складывать и вычитать и... ничего не поняла... Как бы разобраться?! Нам до сложения или вычитания еще далеко, мы пока просто смотреть будем... Но все же...

    Ответить
    • Евгения говорит:

      Алина, карточки Домана хороши тем, что ребенок получит хорошее представление о количестве! Цифры — это уже будут значки! Всю ленту у нас тоже дома вешать негде- это она на даче висит, а дома только числовой столб — оно поменьше — на шкафу помещается.

      Выбрать, что лучше — это вам виднее. И можете пока не считать, а просто играть — показывайте числа, прячьте их за картинками, как я рассказывала. А считать совсем не сложно — если плюс, то двигаетесь вправо и вниз. Сами попробуйте и поймете, а если минус, то влево и вверх.

      Ответить
  7. Наталья говорит:

    Наконец-то добралась до вашей математики! Очень интересный столб! Спасибо за Ваш труд и желание делиться с другими:)

    Ответить
  8. Анна говорит:

    Здравствуйте. А что вам больше подошло для изучения сложения и вычитания в пределах сотни, числовой столб Зайцева или таблица Сотни Никитина? По сути и по назначению они одинаковые.

    Спасибо за ваш труд!!!

    Ответить
    • Евгения говорит:

      У нас, правда, весит и то и другое. И играем мы и там, и там. Числовой столб более наглядный. И примеры считаем по нему. А вот по таблице ста у нас другие игры. Надеюсь в ближайшее время о них рассказать подробнее.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>