Моему любителю математики все больше хочется познавать нового. И я стараюсь не отставать, пока этот интерес не угас. Сделала ему числовой столб. Числа расположены на нем в виде столба, что позволяет увеличить скорость сложения и вычитания по сравнению с действиями на числовой ленте. Таблица стала настоящим тренажером по сложению и вычитанию в пределах ста, хотя авторы объясняют, что можно считать и дальше, но пока мы остановились на этом. Димка быстро уловил, как считать по таблице и теперь требует и требует играть на ней, а точнее считать примеры! Представляете, трехгодовалый малыш с легкостью справляется с примерами в пределах ста.
Сначала мы попутешествовали по таблице. Внимательно рассмотрели, что все колонки заканчиваются одинаковыми цифрами. И весь столб увеличивается сверху вниз. А каждый горизонтальный ряд начинается с 0 и заканчивается 9. Это важно, чтобы потом довести дело до автоматизма при поиске нужных чисел.
Другая игра-знакомство Димке так приглянулась, что он требовал еще и еще. Я взяла картинки от наших прежних математических таблиц – они у меня все заламинированы с одной стороны, наклеила небольшой кусочек скотча на каждую и приклеила на таблицу. А Дима должен был угадать, что спряталось за собачкой, медвежонком, ежиком, яблочком, апельсином и т.д.
А теперь главное, как мы считаем:
Если к 54 нужно прибавить 26, делаем следующее
- Находим и встаем пальчиком на клетку 54.
- Переходим пальчиком вниз на клетку вниз и говорим ДЕСЯТЬ, еще на клетку вниз и говорим ДВАДЦАТЬ.
- Теперь идем пальчиком по таблице в соседние клетки вправо: ОДИН-ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ (с окончанием ряда переходим в нижний и продолжаем присчёт слева направо) ШЕСТЬ.
- Называем число из клетки, в которой остановились 80.
Если от 54 нужно отнять 26, делаем следующее
- Находим и встаем пальчиком на клетку 54.
- Переходим пальчиком на клетку вверх и говорим ДЕСЯТЬ, еще на клетку вверх и говорим ДВАДЦАТЬ.
- Теперь идем пальчиком по таблице влево, приговариваем: ОДИН-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ(с окончанием ряда переходим в верхний и продолжаем отсчёт справа налево) -ПЯТЬ-ШЕСТЬ.
- Называем число из клетки, в которой остановилась указка: 28.
Пока мы делаем все задания, водя пальчиком по таблице, но автор методики утверждает, что потом все это будет работать автоматически, и ребенок будет уже просто искать ответы глазками. Правда все это говорится о пяти-шести летних детях, но нас это не останавливает.
А вот как надо действовать за пределами сотни, но мы пока не пробовали. Если к 78 нужно прибавить 45, указка пройдёт по клеткам 88 — ДЕСЯТЬ, 98 ДВАДЦАТЬ, 8 — ТРИДЦАТЬ, 18 — СОРОК,19 -ОДИН, 20 — ДВА, 21 ТРИ, 22 — ЧЕТЫРЕ, 23 — ПЯТЬ. С добавкой слова СТО, называем число из клетки, в которой остановилась указка: СТО ДВАДЦАТЬ ТРИ.
Если от 132 нужно отнять 54, действуем следующим образом: передвигая указку из клетки 32 в клетку 22 говорим ДЕСЯТЬ, 12 ДВАДЦАТЬ, 2 — ТРИДЦАТЬ, 92 — СОРОК, 82 — ПЯТЬДЕСЯТ, 81 ОДИН, 80 — ДВА, 79 — ТРИ, 78 — ЧЕТЫРЕ. Называем результат из клетки, в которой остановилась указка: СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ.
Числовой столб — это удобная таблица по ширине обычного листа форматом А4, а в длину или точнее в высоту 75 см. Специально подбирала формат для удобства печати и пользования – у нас таблица помещается на дверце шкафа. В документе форматом PDF 6 листов – пять – это сама таблица, а шестой схема-подсказка для сложения и вычитания. Некоторые страницы надо обрезать так, чтобы числа шли единой таблицей без разрывов на белое полотно бумаги. Когда обрезала лишнее, я заламинировала все листы, все-таки малыш все время елозит по ним пальчиками. А схему просто повесила сверху над таблицей в файле.
Скачать таблицу для себя вы можете здесь.
Я что-то не совсем поняла. Если сделать числовой столб, то числовая лента не нужна? Или у неё другая функция?
Лента более наглядно учит понятию сколько это конкретное число из себя представляет, кто больше, кто меньше и т. д. А по числовому столбу легче и удобнее учиться считать сложение и вычитание. У нас так числовая лента на даче висит, а числовой столб дома.
Вот это да! Гениальная вещь! Женя, спасибо вам за такой столб! Я уже некоторое время думаю, как дочке помочь разобраться с числами от 20 до 100. Она уже знает от 1 до 20, причем второй десяток ей было понять и запомнить проще чем первый, думаю, сработало то, что они отличаются от первого десятка первой цифрой — единичкой. Попробую ей такой столб сделать, ту все очень зрительно хорошо представлено, то что надо!
Спасибо,огромное, Женя! Такие таблицы были у Зайцева в «стосчете» лет 13 назад. У нас вся дверь заклеена была. Просто супер пособие"! А когда переезжали-выкинули... Думала ,что новое куплю, но такого уже нет нигде. Только у меня еще с квадратиками было. с треугольником мне лично сложнее воспринимать. Но все равно Большущее спасибо!!! И за все остальное ,чем делитесь тоже огромная благодарность!
Учту пожелание и сделаю с квадратиками тоже.
Жень, ты меня спасла: я скачала, сын проснётся — понесём в печать и на дверь! Ур-ра!
Спасибо за идею. Сделала мини табличку. Для визуальной подсказки
i-fotki.info/16/f08bce709...1680926.jpg.html
Что-то не идут у нас точки Домана...
Евгения, скажите, Марку, в 1 год и 8 месяцев, не рано вывешивать числовой столб?!
И, у меня совсем нет в квартире свободных стен (то мебель, то карты), чтобы вывешивать и числовую ленту и столб... Что же предпочесть?!
Прочитала ваше объяснение, как складывать и вычитать и... ничего не поняла... Как бы разобраться?! Нам до сложения или вычитания еще далеко, мы пока просто смотреть будем... Но все же...
Алина, карточки Домана хороши тем, что ребенок получит хорошее представление о количестве! Цифры — это уже будут значки! Всю ленту у нас тоже дома вешать негде- это она на даче висит, а дома только числовой столб — оно поменьше — на шкафу помещается.
Выбрать, что лучше — это вам виднее. И можете пока не считать, а просто играть — показывайте числа, прячьте их за картинками, как я рассказывала. А считать совсем не сложно — если плюс, то двигаетесь вправо и вниз. Сами попробуйте и поймете, а если минус, то влево и вверх.
Наконец-то добралась до вашей математики! Очень интересный столб! Спасибо за Ваш труд и желание делиться с другими:)
Здравствуйте. А что вам больше подошло для изучения сложения и вычитания в пределах сотни, числовой столб Зайцева или таблица Сотни Никитина? По сути и по назначению они одинаковые.
Спасибо за ваш труд!!!
У нас, правда, весит и то и другое. И играем мы и там, и там. Числовой столб более наглядный. И примеры считаем по нему. А вот по таблице ста у нас другие игры. Надеюсь в ближайшее время о них рассказать подробнее.