Наверное вы обратили внимание, что я изменила название этой рубрики, думаю, что так наши практические занятия по понедельникам называются более точно. Наше новое занятие я решила посвятить том продукту, который есть в каждом доме — яйцу. Правда, не знаю, как у вас, а у нас за последние дни яйца сильно подорожали. Но все равно покупаем – кушать то надо. В феврале этого года мама Любы выкладывала свои занятия с сыночком на форуме Умницы – его можно посмотреть здесь. Вот и мы, наконец, созрели поиграть с яйцом, может, и вам кому-то пригодятся наши задания.
Первым делом мы смотрели яйцо, направив его на яркую лампочку. Если яйцо просвечивает, значит, оно свежее, если темное – испорченное. Газ, возникающий в испорченном яйце, уменьшает его прозрачность. На нашем яйце были даже видны трещинки на скорлупке.
Затем я разбила яйцо на блюдце, что рассмотреть его и даже потрогать содержимое. Рассматривали, сравнивая со схемой строения. Нашли желток, белок, скорлупу, канатик. Определили, что сам желток в оболочке. Я просила пока его не давить сильно пальцем, а потрогать аккуратно.
При помощи специального приспособления отделили желток от белка. Из блюдца перелил прямо в стакан со специальной подставкой-разделителем. Димка очень удивился, как выливался в стаканчик белок, а желток остался сверху. Потом я вылила, даже точнее перекатила желток на блюдце и показала, как она может забавно кататься по нему. Димка игрался и даже пару раз ронял его на стол, пока желток не лопнул. Тут я напомнила, что лопнула оболочка, а внутри и есть тот саамы желток. Даже все потрогали.
За время этих экспериментов в ковшике варились два яйца. Я залила их водой, дала немного остыть. А потом мы еще проводили разные опыты. Сначала я показала, как вращаются яйца. Варенное крутилось так быстро и долго, а сырое покрутилось и остановилось! Дима сам несколько раз закручивал вареное яйцо. Так мы сделали вывод, как отличить сырое яйцо от вареного, не нарушая скорлупы.
Почитали книжку «Кто родился из яйца». Накануне как раз взяли в библиотеке. Там, правда, только птицы представлены. Но потом в энциклопедии о животных посмотрели, что из яйца еще рождаются крокодилы, черепахи и змеи.
Задание почистить яйцо Димке очень понравилось! Только яйцо еще было теплым, он то и дело одергивал руки, но чистил. В процессе обсудили, что под скорлупой есть еще пленка. Если в процессе очистки зацепить её пальчиками, то чистится быстрее. Самое большое удовольствие Димка получил, разрезав яйцо в яйцерезке. Его так это впечатлило, что запросил еще одно яйцо.
Опыт с яйцом и солью прошел необычно. Суть его в том, что сначала показываем ребенку, что яйцо не стоит, а падает. А потом насыпаем горку соли и яйцо стоит. Дальше дуем на соль, и яйцо остается стоять. Димка, когда сдул половину соли, решил убрать яйцо руками, а то на соль дуть мешало! Пришлось повторять эксперимент.
Еще одни опыт с плавающим яйцом тоже был с приключениями. Суть опыта – в пол-литровую банку наливается вода и аккуратно опускается яйцо – оно тонет на дне. Яйцо вынимаем и сопим и размешиваем две столовые ложки моли. Снова опускаем яйцо, и оно не тонет. Вот тут нас и ждал подвох! Даже после трех ложек – наше яйцо тонуло! Тогда я решила бросить в воду не обычную соль, а морскую – тут же все получилось! (Для себя сделал вывод – какую же соль мы в пищу употребляем!) Третья часть опыта еще интереснее – вытащить яйцо, вылить часть воды, опустить яйцо и доливать простую воду в банку – яйцо будет плавать посередине – не тонуть и не всплывать!
И напоследок, всю нашу начищенную скорлупу мне захотелось как-то использовать. Решила сделать творческое задание. Распечатала найденную в интернет раскраску цыпленка. На клей нанесли скорлупки. Тут пришлось потрудиться мне, потому что они никак не хотели отрываться от пленки. Дима усиленно намазывал клей. Когда подсохло – окрасили желтой гуашью. Именно это я и хотела показать, что скорлупа очень хорошо окрашивается.
Вот так мы изучили яйцо. Может и вам понравятся наши игры и задания.
3 комментария: Димушкин понедельник 20